Внутренние морские воды: основные законы, правовой режим, определение границ в пределах государства, перечень вмв россии

Условия расположения, порядок использования и охраны внутренних морских вод

Правовой режим морских портов

Правовой режим морских портов как части внутренних морских вод регулируется в основном нормами национального права. Однако для создания благоприятных условий для торгового мореплавания прибрежные государства проявляют свою суверенную власть в портах с учетом сложившейся мировой практики, направленной на облегчение процедуры захода в порты и пребывания в них иностранных невоенных судов.Заход в порт и пребывание в нем иностранных судов порождают определенную систему правоотношений судна, его администрации, судовой команды и судовладельцев с администрацией порта и местными властями, которая охватывает следующие виды контроля и услуг: санитарный, пограничный (или иммиграционный), таможенный и портовый контроль (портовый надзор в целях безопасности мореплавания), расследования аварийных случаев и правонарушений; предоставление причалов, кранов, буксиров, лихтеров, складов, наземных транспортных средств; обеспечение всеми видами материально-технического и продовольственного снабжения; производство необходимых ремонтных работ; взимание необходимых сборов как фискального характера, так и за фактически предоставленные судну услуги. В морском порту могут устанавливаться следующие портовые сборы: 1) корабельный; 2) канальный; 3) ледокольный; 4) лоцманский; 5) маячный; 6) навигационный; 7) причальный; 8) экологический. Портовые формальности и предоставление услуг выполняются на общих основаниях, без какой-либо дискриминации. Для научно-исследовательских судов, судов с ядерными энергетическими установками, а также для торговых судов, не осуществляющих в порту захода погрузку или выгрузку грузов, посадку или высадку пассажиров, законодательством некоторых стран требуется или получение предварительного разрешения на заход или предварительное уведомление о заходе, направляемое по дипломатическим каналам. По законодательству Российской Федерации, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, могут заходить в морские порты Российской Федерации по предварительному разрешению, запрашиваемому по дипломатическим каналам не позднее чем за 30 дней до даты предполагаемого захода. На иностранные суда и находящихся на его борту членов экипажей и пассажиров во время пребывания этих судов в морских портах распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция государства порта.Входя в иностранный порт, судно обязано подчиняться законам, правилам и предписаниям прибрежного государства, касающиеся: обеспечения безопасности судоходства и регулирования движения судов; оказания помощи и спасания; использования радиосвязи; защиты навигационных средств, оборудования и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов; проведения морских научных исследований; использования и охраны морских природных ресурсов. Иностранные суда должны соблюдать: пограничные, таможенные, налоговые (фискальные), санитарные, иммиграционные, ветеринарные, фитосанитарные, навигационные и другие правила; правила, установленные для морских портов; действующие правила въезда в морские порты, пребывания в них и выезда из них иностранных граждан. Выход иностранного судна из морского порта Российской Федерации производится только с разрешения капитана морского порта по согласованию с пограничными и таможенными властями.

Что такое морское право

Международное морское право — совокупность принципов и правовых норм, регулирующих права и обязанности государств и других субъектов международного права в отношении использования морских пространств в мирное время. В данном смысле международное морское право следует отличать от частного морского права, регулирующего права и обязанности юридических и физических лиц в отношении вопросов морского судоходства, таких как морские перевозки грузов и страхование.

История права

В течение девятнадцатого века и период между двумя мировыми войнами было предпринято несколько безуспешных попыток кодифицировать морское обычное право. После Второй мировой войны было проведено несколько конференций с целью кодификации различных аспектов морского права. Первой конференцией стала Первая Конференция ООН по морскому праву (ЮНКЛОС I), известная как Женевская конференция по морскому праву 1958 года, которая привела к заключению четырех конвенций:

  1. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне;
  2. Конвенция об открытом море;
  3. Конвенция о континентальном шельфе;
  4. Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов моря.

Женевские конвенции 1958 года по морскому праву являются первой крупной кодификацией морского права. Большинство положений первых двух конвенций и некоторых положений Конвенции о континентальном шельфе являются обобщением и систематизацией норм обычного права; в то время как другие не только кодифицируют обычно-правовые нормы, но и вносят вклад в прогрессивное развитие международного права. Таким образом, хотя конвенции имеют обязательную силу только для государств-участников, многие из их положений могут использоваться в качестве свидетельства правового обычая в отношении государств, не являющихся их участниками. Все четыре конвенции остаются действующими для ограниченного числа государств, еще не ратифицировавших Конвенцию 1982 года по морскому праву, к числу которых относятся США.

Женевская конференция 1958 года не смогла достичь согласия по некоторым вопросам, в частности по ширине территориального моря и правам прибрежных государств в районах открытого моря, примыкающих к их территориальным морям. Для решения подобных вопросов была созвана Вторая Конференция ООН по морскому праву (ЮНКЛОС II), известная как Женевская конвенция по морскому праву 1960 года; но и она не смогла достичь поставленных целей. По этой причине, а также в связи с неудовлетворенностью некоторых государств различными положениями, изложенными в Конвенции 1958 года и произошедшими после ее заключения технологическими, экономическими и политическими изменениями, была созвана третья Конференция ООН по морскому праву 1973-1982 года (ЮНКЛОС III).

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года создает всеобъемлющий режим, регулирующий права и обязанности государств в отношении Мирового океана. В Конвенции 1982 года повторяются, изменяются либо заменяются все ключевые положения четырех конвенций 1958 года. Однако многие из положений Конвенции 1982 года отходят от существующего обычного права.

Конвенция состоит из 320 статей и девяти приложений. В ней рассматриваются большинство вопросов, касающихся использования морского пространства, такие как: экономические зоны моря, континентальный шельф, права на глубоководное морское дно, права и свободы судоходства в территориальных и открытых морях, сохранение и рациональное использование биологических ресурсов моря, защита и сохранение морской среды, морские научные исследования, а также процедуры урегулирования споров.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение и границы внутренних морских вод Российской Федерации

1. Внутренние морские воды Российской Федерации (далее — внутренние морские воды) — воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.

2. К внутренним морским водам относятся воды:

портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Статья 2. Определение и границы территориального моря Российской Федерации

1. Территориальное море Российской Федерации (далее — территориальное море) — примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона.

Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.

2. Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации.

3. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.

Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

4. На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Статья 3. Делимитация территориального моря

Делимитация территориального моря между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 4. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря

1. Исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются:

линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах;

прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;

прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;

прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;

система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.

2. Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прилежащей зоны Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

3. Границы территориального моря и исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, наносятся на морские карты масштаба 1:200000 — 1:300000, а в случае отсутствия таких карт на карты масштаба 1:100000 или 1:500000. В отдельных случаях допускаются отступления от указанных масштабов, вызванные спецификой картографирования данного района, особенностями географических условий, степенью точности исходных материалов или другими причинами.

Проблема водоснабжения и гидроэнергетические ресурсы

Основная проблема водоснабжения сегодня — это загрязнение озер и рек промышленными и бытовыми сточными водами, а также отсутствие чистой воды. Особенно остро эта проблема стоит в европейской части страны, где сосредоточено большинство населения и многочисленные промышленные предприятия. Ученые бьют тревогу, следя за тем, чтобы самая известная и полноводная река центральной части России — Волга — уже практически отравлена, идет процесс ее застоя, что приводит к гибели многих видов рыб. Подобные экологические проблемы можно назвать главным вызовом России в 21 веке.

Еще одна серьезная проблема — экологическое состояние воды, которое с каждым годом ухудшается. Российское законодательство относительно предельно допустимых норм содержания токсичных веществ в промышленных стоках практически не работает, поэтому зачастую в Сибири и на Урале местные предприятия просто сливают все сточные воды в реки и озера, не проводя качественной фильтрации. В результате многие водоемы стали безжизненными, а это нанесет непоправимый урон всей флоре и фауне.

Чрезвычайно сложная экологическая ситуация наблюдается на Байкале, где сегодня сосредоточено 80% всей пресной питьевой воды страны. На берегу этого водоема расположены крупные целлюлозные заводы. Они являются основным источником отравлений воздуха и воды. Ученые утверждают, что если не будут приняты радикальные меры и продолжится такое же варварское природопользование, то Байкал буквально погибнет через 15-20 лет.

Сегодня российские реки обладают огромным гидроэнергетическим потенциалом. Большинство крупных гидроэлектростанций сосредоточено в Сибири на Ангаре и Енисее. С одной стороны, строительство этих заводов выгодно, так как производимая электроэнергия экологически чистая, но есть и негативные последствия. В первую очередь, это изменение уровня грунтовых вод, территориальное подтопление земель, гибель многих ценных рыб и прибрежных наземных животных.

Внутренние морские воды

Внутренние морские воды — часть внутренних вод государства, куда помимо внутренних морских вод входят внутренние неморские воды (реки, озёра, каналы и др водоёмы). Внутренние морские воды являются суверенной частью территории государств.

Границы и правовой режим внутренних морских вод определяется национальным законодательством. При этом национальное законодательство не должно противоречить международному, например, Конвенции ООН по морскому праву.

Заход иностранных судов и военных кораблей осуществляется на основе разрешительного порядка лишь в порты, открытые для этого, о чем прибрежное государство уведомляет мореплавателей соответствующими публикациями в специально издаваемых Извещениях мореплавателям;следуя в порт или другую часть внутренний морских вод, иностранное судно (корабль) информирует об этом компетентные портовые или иные власти прибрежной страны в определенные промежутки времени (за 72, 48, 24 и 12 ч); без разрешения заход иностранного судна может быть осуществлен, если это обусловлено чрезвычайными обстоятельствами — стихийным бедствием, аварией, несчастным случаем, необходимостью оказания срочной медицинской помощи или доставкой на берег лиц, потерпевших кораблекрушение: без специального разрешения возможен заход судна, на борту которого находится глава иностранного государства или правительства, причем эти суда и иностранные военные корабли, следующие в открытый порт по приглашению, освобождаются от пограничного и таможенного контроля; плата с судов, заходящих в иностранные порты, взимается только за специально оказываемые услуги, пользование портовыми сооружениями или техническими средствами (ледокольная и лоцманская проводка, ремонт,дератизация,санобработка, пользование причалами, маяками, складами, буксирными и иными транспортными или погрузочно-разгрузочными средствами).

Внутренние морские воды России

Согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» в состав внутренних морских вод входят:

а) морские воды. расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря (территориальных вод) РФ;

б) воды портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;

в) воды заливов, бухт, губ. лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива. где со стороны моря впервые образуются один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;

г) воды заливов, бухт, губ. лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих РФ, перечень которых объявляется ее Правительством.

География водных ресурсов планеты

Внутренние воды относятся к зональной категории. Другими словами, их распределение на земной поверхности неравномерно, оно зависит от географического положения и климата. Давайте кратко рассмотрим различные континенты нашей планеты как имеющие поверхностные воды.

Евразия. Самый большой континент обладает колоссальными водными ресурсами. Евразия — континент разветвленных речных систем, а также огромных озер с точки зрения поверхности и глубины. Благодаря северному расположению обширные просторы континента заняты вечной мерзлотой и ледниками.

Северная Америка занимает второе место в мире по водообеспеченности. Здесь много полноводных рек, ледников и озер. Правда, в основном они сосредоточены в северной части материка.

Южная Америка превосходит все другие континенты на Земле с точки зрения речного стока. Здесь находится самая большая речная система в мире — Амазонка. Но в Южной Америке относительно немного крупных озер и ледников.

Африка. На формирование гидрографической сети этого континента существенное влияние оказал климат. Внутренние воды Африки распределены крайне неравномерно. Поэтому северная половина черного континента практически не получает атмосферных осадков, поэтому речная сеть здесь развита слабо. Треть всех рек Африки не несут свои воды в океан.

Австралия — самый засушливый континент на планете. Он крайне беден поверхностными водами. Это связано с тропическим и субтропическим засушливым климатом, в котором находится большая часть этого континента. Здесь мало крупных рек и озер, а ледников совсем нет (из-за отсутствия высокогорных систем).

Антарктида. Около 90% всей пресной воды на Земле сосредоточено во льдах этого континента! Не думайте, что Антарктида — это сплошная ледяная оболочка. Здесь есть озера и даже небольшие речки, которые оживают только во время короткого антарктического лета. На побережье Антарктиды есть даже своеобразные «ледниковые болота».

Территориальное море

Понятие территориального моря (территориальных вод) возникло и получило закрепление в международном праве как результат закономерного стремления государств распространить свой суверенитет на прилежащий к их берегам морской пояс в целях обеспечения своей безопасности и своих интересов.

Конвенция ООН 1982 г. приняла международно-правовую норму о 12-мильном пределе территориального моря. Суверенитет прибрежного государства распространяется на территориальное море, его дно и недра дна, а также на воздушное пространство над территориальным морем. Внешняя граница территориального моря является государственной границей и устанавливается путем отсчета расстояния, равного ширине территориального моря, от исходных линий. Такой исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или в непосредственной близости имеется цепь островов, прибрежное государство вправе применить метод исходных линий, т.е. соединять соответствующие точки прямыми линиями и отсчитывать от них внешний предел территориального моря. Делимитация территориального моря между государствами с противоположными или смежными побережьями производится на основе соглашения между такими государствами. Суверенитет прибрежных государств над территориальным морем осуществляется с соблюдением права мирного прохода иностранных судов через такое море. Право мирного прохода иностранных судов является одним из важнейших общепризнанных институтов международного права.

Конвенция ООН 1982 г. содержит положение, устанавливающее право прибрежного государства принимать меры для предотвращения прохода, не являющегося, по мнению прибрежного государства, мирным. Так, прибрежное государство в соответствии со ст. 30 Конвенции имеет право потребовать от военного корабля немедленно покинуть его территориальное море, если последний не соблюдает законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, и игнорирует требование об их соблюдении.

Уголовная юрисдикция прибрежного государства в отношении преступлений, совершенных на борту иностранного судна во время прохода через территориальное море, осуществляется только в случаях, если: последствия преступления распространяются на прибрежное государство; преступление имеет характер, нарушающий спокойствие в государстве или добрый порядок в территориальном море; капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратилось к местным властям с просьбой об оказании помощи; это необходимо для пресечения незаконной торговли наркотиками или психотропными средствами. Эти положения не затрагивают право прибрежного государства принимать любые меры для ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод.

Вопрос о применении гражданской юрисдикции прибрежного государства к судам, осуществляющим мирный проход в соответствии со ст. 28 Конвенции ООН 1982 г., решается следующим образом: прибрежное государство может применять в отношении находящегося в его территориальном море иностранного судна меры взыскания или арест по гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время прохода через внутренние воды прибрежного государства. Исключением из этого правила является случай, когда судно находится на стоянке в территориальном море или проходит через него после выхода из внутренних морских вод.

В соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. эти положения применимы как к торговым судам, принадлежащим государству, так и к частновладельческим торговым судам. Тем самым в Конвенции ООН 1982 г. не признается принцип иммунитета морских судов какого-либо иностранного государства, к ним могут применяться меры принудительного характера другого государства (арест, задержание в целях обеспечения исков или исполнения судебных решений), что не отвечает интересам тех государств, флот которых находится в государственной собственности.

Евразия

Евразия — самый большой континент на планете с площадью 54 759 000 км². Его внутренние воды представлены обширными и глубокими озерами, многочисленными болотами и длинными реками. Континент находится очень близко к Северному полюсу, поэтому значительную территорию занимают вечная мерзлота и вечные льды. Некоторые из ледников находятся в самых высоких горах на Земле — Гималаях, а также на вершинах Альп и Кавказских гор.

Евразия включает Каспийское море, самое большое высохшее озеро, и Байкал, самое глубокое пресноводное озеро в мире. Реки материка принадлежат всем четырем океанам. Некоторые из них (Сырдарья, Урал, Эмбу) впадают в озера и не выходят на Мировой океан. Самая крупная река внутреннего протока — Волга, впадающая в Каспийское море. Другие материковые рекордсмены: Обь (по площади бассейна), Янцзы (по длине), Ганг (по полноте).

Несмотря на обилие водных ресурсов, обширные районы юга Евразии покрыты пустынями и засушливыми степями. Наиболее ярко они представлены в Западной Азии и на Ближнем Востоке. Например, в большинстве стран Аравийского полуострова практически нет постоянных озер и рек. Временные потоки образуются только на короткое время в периоды сильных дождей. Внутренние воды в основном представлены подземными источниками и отдельными водоемами в оазисах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Meridian-complex
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: