Озеро кукас

Озеро кукас: описание, рыбалка, отдых, глубины, как добраться

Июль 2006. Часть 2. Кукас-Нольозеро.

Брату я молчу, что ехать от шоссе километров 80. Дорога от поворота на Полярный Круг — поначалу хорошая, километров 20 — до Нольозера. Дальше хуже. Уже появляется гать в болотах. Ехать часов 12. В одном месте нашли полуразрушенный блиндаж — видимо остался с войны.

На сопках лес — хороший, грибы можно собирать не выходя из машины. Вот и проезжаем Винчу. Чуть раньше был поворот на Тикшозеро — туда ездит много туристов-спортсменов. Вообще, Винча — вторая по популярности река в северной Карелии после Керети.

Такого клева я не встречал с детства. Только успевай закидывать. Можно и на фольгу — все равно хватает. Правда лишь небольшие окушки, да плотва. А иной раз за пойманной мелюзгой, не успев вытащить, бросается щука….

Такой клев был по нисходящей все 3 дня. Само Нольозеро — довольно большое, с массой островов, так что большой волны нет. Все туристы едут дальше — либо на Винчу, либо на Кукас. Так получилось, что из всех туристов мы встретили лишь 1 группу — в доску пьяные плыли на лодке и орали песни. А мы ловили рыбу… Пол бочки…

Мало Вовка взял соли… Бочку они до дома не довезли…

Но уже заканчивались белые ночи, да и стали они заметно холоднее — мы в палатку клали аж по 2 матраса, и все равно прохладно. Возможно, от того, что палатка стояла почти у самой воды — на песке. Так холодно мне не было пока ни в одном походе. Но все это мелочи по сравнению с тем удовольствием, что получал от этих мест и рыбалки.

В Петрозаводске были утром, по привычке уже выехав со стоянки под вечер. Хотели съездить в Кижы, но совсем испортилась погода — половину Ракет отменили, да и цены кусались. Вот и все, пора домой…

Река Винча

       
Является основной протокой, сбрасывающей воду из Тикшеозера через цепь
озёр в Княжегубское водохранилище. Начинается в СВ углу озера после
нескольких озеровидных плёсов. На одном из них вправо отходит протока
Пудос и дальше начинает течь собственно Винча — глубокая и полноводная.
После скалы (П) берега впереди виден мост лесовозной дороги. Мост
разрушен, находится на уровне воды, требует обноса. Выше него первый
пологий слив Ака-порога, выносящий на настил моста. Осмотра требует
заключительный слив 300- метрового порога(кс — 3). Винча отличается
светлой прозрачной водой. В порогах большая глубина, высокая скорость
течения, жёсткие валы. Приятно напоминает горную реку. Раньше по реке
проводился молевой сплав, очищалось русло, на крупных порогах
сохранились боновые заграждения. расположенные ниже Еловые пороги
представляют цепь коротких полноводных шивер (кс-2), разделённых
участками быстротока и небольшими плёсами. Сходу река идётся быстро.
Последний порог требует осмотра. В центре реки расположен остров, за ним
крутое падение русла. Осмотр (Л). Ниже острова струя разгоняется на
«горке», вылетает в ограждённый стенками канал. У правого берега жёсткие
сбойки с косыми бочками, слева струя тормозится, образуя за камнем
«петушиный гребень», далее вдоль стенки простые пологие валы выше 1 м
(кс-3).Напоминает известный порог «Мост» на р. Перетна, только мощнее.
Также его и проходил — через «петуха» у левого берега.

        
Ниже порога на  1 км тянется озеро с заболоченными берегами, в его
конце виден деревянный мост лесовозной дороги на уровне воды. Под ним
начинается «Собачий падун», по моему мнению, самый сложный порог Винчи.
Поток, скатываясь по ступеням, образует ряд пульсирующих 2-х метровых
бочек. Струя выносит на 4-х метровый водопад в середине порога, ниже
которого около 100 м тянется выходная шивера. Общий перепад 11, 5 м.
Обнос (Л), и для «Щуки » есть предел! Через 100 м плёса начинается
несильный перекат в скальном русле. Слева на осине виден крест из досок.
Начало порога «Большой падун». Это прямой водоскат, ограждённый
каменными стенками, высотой 11 м, с сильным боем в скалу левого берега.
Затем (П) поворот на 90 градусов и вторая ступень — водоскат 2,5 м через
всё русло с крутой и высокой бочкой. Бочка выше, чем на мстинской
«Лестнице» во время паводка. Дальше 200 м сложной и мощной шиверы. Общий
перепад 18 м.

        
У «Большого Падуна» на (П) берегу летом всегда стоят группы. Обношу
падун по тропе (Л) берега, прохожу выходную шиверу ниже второй ступени.
Здесь впечатлений тоже хватает. Ниже ещё пороги «Хариус»(кс — 5) и
«Домашний» (кс — 4). Они однотипны. Река разгоняется в узком каменном
жёлобе, следует мощный навал на правый берег и струя падает с 2-метровой
ступени рваными сливами. Перед сплавом следует оценить мощность бочек в
струе, малейшая ошибка ведёт к перевороту, а падение с 2-х метровой
ступеньки при самосплаве чревато серьёзной травмой. В «Домашнем» есть
левая протока, в которой мелководный водопад высотой 1,5 м проходим для
«Щуки» и позволяет обойти главный слив порога.

       
Ниже «Домашнего» на (Л) берегу Пайозера сырая мрачная стоянка. Когда я
вылетел из порога, она была занята. Есть стоянка на острове в центре
Пайозера, но лодку нужно поднимать на 2-х метровую скальную стенку.
Стоянка сухая, на «бараньих лбах», с неё открывается вид на озеро.
Дальше короткий слив в озеро Каменное и за ним порог «Каменный».
Начинается обносом низкого моста, который перекрывает первый метровый
слив порога с красивой глубокой бочкой за ним. Бочка хорошо ловит и
удерживает судно, так что тюлений старт с моста не приветствуется. Есть
тропа (П), с неё можно стартовать перед началом каньона. Высота стенок 2
— 3 м, протяженность 400 м, кс — 2. Порог несложный, крупные камни
удалены из струи и образуют мощные водяные завихрения у берегов. По
струе лодка едет как с  горки, сильная струя выносит на середину
Челозера.

       
Челозеро, как и расположенное рядом озеро Кукас (Длинное), заполняет
разлом, вытянутый в широтном направлении. Имеет вид узкого плёса,
окружённого скалистыми берегами. Местами он расширяется до 1 км, затем
снова суживается до 200 м. Большая глубина, прозрачная вода, обидие
красивых стоянок на береговых скалах отличают разломные озёра. Ярким
примером является озеро Байкал. Карельским «Байкалом» является озеро
Кукас.

Виды рыб и рыбалка

В озер Кукас водятся щука, окунь, хариус (озерная форма), налим, плотва, ряпушка, голец, ерш, лещ, сиг, форель, язь. В целом, озеро очень богато рыбой, с точки зрения рыбалки его можно отнести к одним из лучших в Карелии. Палию ловят на глубинах от 30 метров, налима, в глубоких частях, ловят и летом. Есть крупная щука, окунь, много форели, сига. Рыбалка возможна в любой части озера, но по отзывам наиболее привлекательна восточная часть, либо центральная, в районе островов.

Отзывы и немногочисленные отчеты о рыбалке на озере Кукас в основном положительные, но тут стоит учитывать, что если сюда ехать, то как минимум на несколько дней. Бывают периоды, когда погода и условия в целом таковы, что клева нет. Впрочем, учитывая видовое разнообразие рыб, поймать что-то можно всегда. Рыбалка на озере Кукас возможна даже с берега, здесь есть немало мест, где уже в нескольких метрах от берега приличные глубины, но все же рекомендуется иметь лодку, которая даст возможность добраться до любой части озера в поисках рыбы. 

Общая информация

Озеро Кукас имеет площадь 39,5 квадратных километров, вытянуто в длину на 29,5 километров, максимальная ширина до 3,5. Есть более двух десятков островов, в центральной части есть несколько очень больших, длиной до 4 километров. Озеро Кукас окружено холмами и горами, берега полностью покрыты лесом. По большей части каменисто-песчаные, встречаются песчаные участки, реже — заболоченные.

Озеро Кукас имеет сложную форму, но берега по большей части ровные, хотя встречаются мысы, заливы и бухты, а протяженность береговой линии — 70 километров. Населенных пунктов на берегах озера нет, вообще, добраться до него довольно сложно, подробнее ниже. Отмечается, что в водоеме очень прозрачная вода, местами видимость может доходить до десяти метров. Озеро Кукас покрывается льдом в конце октября-ноябре, вскрывается ото льда в конце апреля или начале мая.

Соединяется протоками с несколькими соседними озерами, в частности в восточной части с озером Челозеро, а также с большим количеством мелких озер в непосредственной близости. Берега озера Кукас богаты грибами и ягодами.

Как добраться

Как мы писали в начале, озеро Кукас относится к труднодоступным водоемам, но есть несколько дорог к нему. Во-первых, это дорога со стороны Мурманской области (от Зареченска). Во-вторых, есть лесная дорога от трассы Кола, которая в том числе проходит через озеро Нольозеро (поворот на нее примерно в районе поворота на поселок Полярный круг).. В-третьих, есть дорогая от поселка Кестеньга, которая ведет в том числе и к Иовскому водохранилищу (протяженность около 80 километров).

Однако наличие трех дорог не означает, что до озера Кукас легко добраться. По отзывам, дорога от Кестеньги находится в наиболее приемлемом состоянии, дорога от Зареченска также относительно неплоха, а второй вариант приемлемый лишь в начале, а потом труднопроходим. Но на самом деле, рекомендовать ехать на озеро Кукас на любом автомобиле мы не можем, учитывайте, что отзывы о дорогах довольно старые, сегодня они могут быть в любом состоянии. Поэтому без автомобиля с хорошей проходимостью сюда лучше не ехать.

Но в целом, озеро Кукас одно из самых привлекательных озер Карелии, здесь хорошая рыбалка, великолепная природа, можно насобирать грибов и ягод. Впрочем, это все как раз потому, что добраться до него сложно и человек еще не успел сильно навредить озеро

Да, в этих местах Карелии встречаются медведи, поэтому соблюдайте разумную осторожность. 

Топ-7 самых ужасных автодорог в Карелии

Тема состояния карельских автодорог стала в последнее время одной из самых популярных в местных СМИ. Пока глава Карелии проводит срочные совещания с дорожниками, а жители республики подписывают петицию премьер-министру России, мы составили свой небольшой топ-7 самых ужасных дорог по отзывам тех, кому не посчастливилось в последнее время ими воспользоваться . Наверняка наш топ уже сейчас далеко не полный и заслуживает расширения и регулярного обновления. Оставляйте свои комментарии, какая из дорог Карелии является худшей по вашему мнению.

Петрозаводск – Суоярви

Дорога из столицы Карелии в Суоярви в народе уже давно прозвали «130 километров боли». Устав от игнорирования их жалоб ответственными чиновниками, местные жители недавно даже провели своеобразный флешмоб. Вооружившись баллончиками с краской, автомобилисты и просто неравнодушные граждане обвели ярким контуром каждую яму на первом километре многострадальной автодороги. Чиновники обещают вот-вот начать ее ремонт, но пока его признаков не наблюдается.

Кочкома – Тикша – Ледмозеро – Костомукша

Эта дорога протяжённостью 244 км является одной из самых стратегически важных автодорог республики. Она обеспечивает подъезд от федеральной трассы Р-21 «Кола» к международному автомобильному пункту пропуска на границе с Финляндией Люття. Между тем ее состояние произвело большое впечатление и на главу республики А.П. Худилайнена, наконец-то сумевшего лично оценить состояние дорожного покрытия в Карелии.  Губернатор распорядился ускорить работы по ремонту дороги, который, правда, в лучшем случае начнется в конце сентября. А пока первому лицу республики приходится лишь извиняться перед местными жителями и проводить очередные рабочие совещания.

Муезерский — Суккозеро — Гимолы — Поросозеро

Еще одна карельская автодорога, вызывающая многочисленные жалобы всех, кого угораздило проехать по ней хотя бы один раз. Вот что пишет одна из подписавшихся под обращением к премьер-министру России об этой дороге: «Путь в 200 км занимает 6 часов и более. Дороги ужасные, поезда ходят редко, всего 2 раза в неделю. Дмитрий Анатольевич! Прокатитесь до Муезерки через Поросозеро, прочувствуйте на себе весь ужас дороги, желательно в дождливую погоду!»

Надвоицы — Полга — Валдай — Вожмозеро

Дорога из районного центра в поселок Валдай никогда не отличалась качеством, но в последние годы ее состояние не выдерживает никакой критики. Местные предприниматели даже отказываются возить продукты в Валдай по дороге, на которой запросто можно оставить и груз, и подвеску авто. Состоянием дороги заинтересовалась прокуратура, которая уже начала соответствующую проверку по заявлению жителей. Правда, как скоро эта проверка скажется на самой дороге, пока неизвестно.

Костомукша — Юшкозеро

Районная газета «Северные берега»,  охарактеризовала эту дорогу так: «Сколько надо иметь выносливости, мужества, силы воли и ещё много чего, чтоб проехать по дороге Юшкозеро — Костомукша. Такое впечатление, что дорогу смыло дождём. А ведь люди платят налоги, хотя по большому счёту надо доплачивать водителям. Это просто ужас, 3-4 часа трясучки по стиральной доске, ямы по всей дороге».

Медвежьегорск – Паданы

Автодорога (если ее можно так назвать) протяженностью около 100 километров  вызывает бурю эмоций у жителей Медвежьегорского района и заезжих туристов. Особенно незабываемые впечатления, по свидетельству очевидцев, можно получить, прокатившись по этой дороге на рейсовом автобусе по маршруту Медвежьегорск — Паданы.

Медвежьегорск — Великая Губа

фото: http://v-karelii.narod.ru/Karjala/5.htm

Как пишут в Сети автомобилисты, недавно испытавшие на себе все «прелести» это трассы, «дорога нормальная только 16 км, потом условно нормальная еще 9 км, а потом вовсе ненормальная километров этак 80». Чтобы попасть из Медгоры в край заонежской вышивки и калиток, нужно около трех часов провести в изнуряющей поездке по ямам и громадным лужам.

О каких карельских дорогах, заслуживающих попадания в наш топ, мы еще не вспомнили?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Meridian-complex
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: